KALEVALA
Эпос Калевала
Калевала'99
Рунопевцы
Эпос "Калевала"
"Калевала" избранное
Образы "Калевалы"
Кантелетар
Кантеле
Калевала и дети
Справочные материалы

Из путевых заметок Э.Леннрота –
о его встречах в северных карельских деревнях с рунопевцами

Не ранее 9 сентября 1833 г.1

…На следующее утро я отправился в Вуоннинен. Эта деревня находится в двух милях от Понкалахти, и добираться туда надо по озеру Верхнее Куйтти. Я нанял гребцов – двух братьев: парнишку лет пятнадцати и другого, лет семи-восьми… Старший из братьев очень удивился, когда узнал, что я отправился в путь ради такого пустякового дела, как собирание старинных рун, а затем сам начал петь отрывки из древних рун о Вяйнямёйнене, Йоукахайнене, Лемминкяйнене и других2. Заметив, что они во многом отличаются от ранее собранных мною, я начал записывать. Когда я спросил мальчика, где он выучил эти руны, он ответил, что столько может спеть кто угодно, если не лень. В это трудно поверить, но действительно, кроме малых детей, здесь не найдешь человека, который не припомнил бы отрывок из старинной руны или более новой песни, а зачастую даже могут дополнить ту, которую им зачитываешь. Я уговорил старшего "не лениться" и петь всю дорогу, обещав ему за это сверх договорной платы еще двадцать копеек. Младший брат, тоже пожелавший немного заработать, спросил, не дам ли я ему "грош" (двухкопеечную монету, на которой изображен всадник) за сказку, которую он расскажет. Я сказал, что дам ему и два гроша, пусть только подождет, пока я запишу руны у старшего. Он согласился, но когда до берегов Вуоннинен оставалось версты две, а я все еще записывал руны, он заплакал. Мне пришлось прервать записи рун и заняться его сказкой. Ветер гнал лодку к берегу, и я велел паренькам не грести, чтобы растянуть время. Сначала я попросил мальчика рассказать всю сказку до конца, чтобы знать, стоит ли ее записывать, тем более что у меня не было с собой лишней бумаги, поэтому не хотелось расходовать ее на случайные записи. Затем я записал сказку и, не будь она такой длинной, поместил бы ее здесь целиком. То была сказка о дочери Сюоятар3, обольстившей одного парня…

Таких сказок много, они мифологические по содержанию и заслуживают того, чтобы их собирали…

Еще в Ченаниеми мне посоветовали зайти в Вуоннинен в дом Мийны, который расположен выше по берегу, крайний слева. Сказали, что дом этот построен получше да и посостоятельней других. Говорили, правда, что хозяева немного угрюмы и строги, но в общем-то порядочные люди. Выяснилось, что неподалеку от их дома живет известный певец Онтрей4 и другой – не менее известный – Ваасила5. Я, стало быть, направился в дом Мийны, где застал обоих сыновей хозяина. Один из них чинил большой невод, другой шил себе сапоги, собираясь в ближайшее время по торговым делам в Финляндию…

1. 9 сентября 1833 г. – начало четвертого путешествия Э.Леннрота по северной Карелии.
2. Этим мальчиком был Луккани Хуотари из д.Понкалахти, от которого собиратель А.А.Борениус в 1877 г. записал целый ряд рун
3. Сюоятар – персонаж карельских сказок, представляющий злое начало, близкий образ злой мачехи русских сказок
4. Певец Онтрей – Малинен Онтрей (1780-1856), один из самых прославленных карельских рунопевцев. От него и от Архиппы Перттунена Леннрот записал самые полные и в художественном отношении совершенные эпические песни, составившие повествовательное ядро "Калевалы".
5. Ваассила – Киелевяйнен Воассила, сын Игната (годы жизни неизвестны). Та последовательность, в которой Киелевяйнен рассказал Леннроту о подвигах Вяйнямёйнена, имела решающее значение для построения композиции Калевалы". Славился в своей округе прежде всего как могущественный ведун-заклинатель.

НА РК, История Карелии в документах и материалах
(с древнейших времен до начала ХХ века).
Учебное пособие. Петрозаводск, 2000. С.102-103.

Далее...
История создания